После довольно большого перерыва, примерно в полтора года, наши степисты вновь активизировались: весной в Центральном доме работников искусств был проведен вечер «Степ сквозь года», а затем в Петербурге впервые состоялся Международный фестиваль степа посвященный, как и все, что происходило этой весной, 60-летию Победы. Перерыв пошел жанру на пользу: появились новые, талантливые исполнители, были созданы интересные номера. Но и уже знакомые лица порадовали успехами
Вечер в ЦДРИ организовал, вел и выступал на нем заслуженный активист степа — назовем его так — Владимир Кирсанов. Он построил программу на сочетании киносвидетельств выступлений наших мастеров степа, кратких интервью с теми из них, кто присутствовал на вечере, со знатоками творчестваи их учениками. После показа знаменитой пленки, запечатлевшей Владимира Зернова в момент исполнения матросского «Яблочка» на… клавишах рояля, последовало интервью с его сыном — Евгением Зерновым, в прошлом солистом Большого театра, а сегодня блестящим степистом и педагогом. Затем свое мастерство демонстрировали последователи и ученики патриарха — «Степ-Компания» во главе с Кирсановым.
Экран подарил встречу с хорошо известным степовым дуэтом братьев Сазоновых, после чего Кирсанов попросил высказаться Валерия Сазонова. Последний с удовлетворением отметил, что техника артистов выросла, да и сам жанр, наконец-то свободно развивающийся, несомненно, прогрессирует. Его — племянница — Ирина Сазонова, которая успешно руководит школой степа, представила присутствующим своих учениц Н. Самойлову и Е. Максимову, исполнившим синхронный степовый дуэт, украшенный женственной пластикой рук и поз, что вообще характерно для постановок Сазоновой.
Экран также показал Нину и Владимира Винниченко в степовом номере, «прикрытом» русскими фольклорными мотивами. А затем участники Театра степ-шоу, руководимого сегодня Ниной Винниченко, С. Ефремов и В. Корныльев представили зрителям работы, где обнаружили стремление к образности постановочных решений.
Еще один ветеран степа — Олег Федоткин — интервью не давал, но за него все сказала своим выразительным танцем ученица Е. Терехова. Ритм, мелодию и настроение музыки Бетховена в джазовой обработке (а это была Пятая симфония) она задумала передать через пластику. Понравились и другие ученики Федоткина — две группы вполне взрослых людей, которые занимаются степом явно безо всяких честолюбивых намерений — просто ради удовольствия.
Впрочем, как мне кажется, с этой же целью выходит на эстраду и трио в составе В. Седых, П. Бутко и А. Рубцова в сопровождении очень хороших ударников А. Федотова и А. Вельченко. Они, конечно же, не любители, а профессионалы, обладающие незаурядной техникой, строящие свое выступление в основном на импровизации, что не просто.
Вновь пришлось убедиться, что С. Медведева, прошедшая за короткий период путь от подающей надежды ученицы до уверенной в себе танцовщицы, продолжает делать успехи. Она создала свой стиль исполнения и композиции номеров, отличающийся обилием пауз и своеобразием поз. Этот стиль С. Медведева прививает и своим ученицам, которые также участвовали в концерте. Вообще в программе как бы доминировало женское начало. Может быть, еще и потому, что Кирсанов переодически передавал роль ведущего своей дочери Арине Кирсановой — привлекательной, элегантной, свободно владеющей словом, поскольку она является актрисой Театра Сатиры. А уж умение танцевать перешло к ней от родителей, что она и продемонстрировала, включившись в сейшн, традиционно завершавший вечер.
А вот Петербургский международный фестиваль степа познакомил, прежде всего, с новым, прекрасным театрально-концертным залом, который долгие годы позиционировался как ведомственный. На его большой и удобной сцене, как всегда на степовых концертах последнего времени, лидировала Украина (даже при том, что представители Киева отсутствовали). Одесская школа Алексея Гилко помимо очередной обаятельной крохи представила уже зрелых танцоров. Например, в стройном элегантном юноше с трудом узнавался по прежним фестивалям Сергей Остапенко.
Еще один ученик Гилко — Игорь Ражев, с ног до головы затянутый в кожу, представил весьма эмоциональную трактовку ирландского танца.
В белом, строгом, лишь слегка разрисованном костюмчике выступал еще один представитель Украины — тринадцатилетний Павел Домниковский из Днепропетровска. Он воплотил образ «крутого парня», глядящего на мир сквозь черные очки. Да как выразительно представил, с каким владением сложной и разнообразной степовой техникой! Танцами (правда, бальными) он начал заниматься с четырех лет, а последние пять посвятил изучению степа.
Еще одно яркое впечатление оставило выступление статного, красивого цыгана — Артура Богданова, чей темперамент лишь угадывался в блеске глаз, в редких взмахах рук и в бешеной дроби легких ног, вторивших звукам блистательно игравшего гитариста Прокопа Кенкеренко. Сдержанность танцора придавала некую академичность его выступлению, столь необычную для цыган.
Таким образом, особенностью этого фестиваля стало разнообразие представленного фольклора: помимо ирландского и цыганского мы также увидели испанский, с большим ощущением национальной стилистики переданный женским ансамблем «Фламенко» из Петербурга. В черных, мужских костюмах со шляпами, выстроенные в две линии, почти не сходя с места, они воспроизводили разнообразные ритмы сапатео, задаваемые звуками кастаньет. Своеобразное, красивое, но чуть затянутое действо.
Пожалуй, в этот же фольклорный ряд можно поставить и номер Померен Стыну из Эстонии, в котором участвовало трое подростков, празднично одетых: в пиджачках и при шляпах.
На Петербургском фестивале получилось так, что больше лидировали мужчины. Среди них было немало новых исполнителей, которые и показали немало новых и итересных комбинаций. Впрочем, и хорошо известные танцовщики также порадовали новым. Например, Николай Занозин поставил для себя номер, выражающий переживания человека, испытавшего моральную травму (тема была подсказана пережитыми обстоятельствами). Отсюда и печальная окраска движений, и возникающие вспышки отчаяния, когда он замирает, вскочив на пальцы… Занозин сумел выразить непривычную для него, да, пожалуй, и для жанра в целом тему. Также ново выглядело выступление председателя жюри фестиваля — Константина Невретдинова, объединившего элементы двух номеров своего репертуара. Облаченный в элегантный черный костюм и непременную «бабочку» он очень музыкально повторял степовыми пассажами разнообразные мелодии рояля, заканчивая каждый эпизод красивой позой. А когда он, внезапно скинув пиджак, встает с ног на руки и совершает чудеса своей небывалой акробатической техники, номер звучит неожиданным и блистательным заключительным аккордом.
Финал концерта преподнес очаровательный сюрприз: выступление гостьи фестиваля, знаменитой канадской степистки и педагога Кимберли Тимлок. Небольшого роста, стриженная, хорошо сложенная, что подчеркивалось ладно сидевшили на ней черными брюками и мужской рубашкой, украшенной галстуком с изображением кленового листа — символа Канады, она была похожа на мальчика. Хотя в манере ее танца ощущалось не озорство, а скорее женское лукавство. Импровизируя, Кимберли продемонстрировала изящество, профессиональную культуру, обаяние. Она проводила мастер-классы, и надо было видеть, как Тимлок показывала интересные комбинации движений, слышать, как внушала ученикам необходимость обращать внимание не только на развитие техники, но и на создание композиции номера, на артистизм исполнения. Обидно, что занимались под ее руководством всего каких-нибудь два десятка человек… Жаль, что на празднике не были предусмотрены ни теоретическая конференция, ни заседание «круглого стола». А ведь на первых степовых фестивалях они проводились и в них участвовали опытные отечественные и зарубежные гости. Пора вернуть полезную традицию.