Ульяна, ответьте, как специалист, чем занимается методист в школе танцев?
— Конкретно в Московском Центре Современного Танца методист занимается проверкой эффективности программ Центра, степени их функциональности для клиентов. В соответствии с результатами обучения корректируется методика ведения уроков и наполняемость материалом.
Насколько часто в танцевальных школах работают такие специалисты?
— Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Мне кажется, это в большей степени зависит от структуры конкретной школы танцев.
Для кого полезна в первую очередь Ваша деятельность: для преподавателей или учеников Вашей школы?
— Думаю, что для тех и других в равной мере. Повышается профессионализм преподавателей — уроки становятся более интересными, содержательными, наполненными и результативными для клиентов, их становится больше, а значит — у нас есть работа.
Сформулируйте методический принцип, на котором базируется работа Вашего Центра танца, является его визитной карточкой.
— Почувствовать красоту и природную грацию своего тела. Через танец, умение импровизировать на уроках прийти к внутренней психологической свободе, а затем, снова — к свободе самовыражения, возможно не только в танце. Пропорция, гармония, эстетика, грация, чувственное удовольствие – путь к развитию и самосозиданию.
На каких танцевальных программах для школы Вы остановились?
— Составляя программы, мы старались охватить все многообразие популярных ритмов, под которые можно танцевать. Плюс, танцевальные стили, опираясь на ритмические особенности музыки, имеют свои характерные движения, которые и задают данный стиль. Например, «салонные танцы» еще называют «гладкими танцами», потому что при движении стопы ног скользят по зеркальному паркету бального салона. И так можно охарактеризовать любую программу.
Есть ли разница с точки зрения методики в преподавании различных танцевальных программ, на что нужно обращать особое внимание?
— Есть техника исполнения того или иного танцевального стиля, и преподаватели – специалисты в своей области танцев. А методика преподавания, ведения уроков, используемая в Центре, применима в любой программе. Зная танцевальную технику, поняв методику, можно вести несколько программ.
Какие особенности отличают преподавание танцев индивидуально и в группе?
— На индивидуальных уроках преподавателю необходимо понять особенности движения конкретного человека и сложности, возникающие при его научении. И, исходя из этого, строить уроки: наполнять их движениями и задавать интенсивность занятия. Групповые уроки рассчитаны на среднюю скорость восприятия конкретной группы, они выполняют важную роль социализации людей, такие занятия больше ориентированы на обучение клиентов танцевать среди других, чувствовать пространство, не бояться быть смешным, неуклюжим, неловким в глазах других. Ведь сосед слева может так же «пыхтеть» над каким-то движением, и тогда свои возможные трудности становятся не так уж страшны и непреодолимы.. Я считаю, что одинаково полезна может быть как одна, так и другая формы занятий. И многие клиенты их успешно сочетают.
Многие женщины в силу традиционных жизненных обстоятельств (работа, дети) получают наконец-то возможность заняться танцами в 40-45 лет. Есть ли специальные методики обучения женщин этого возраста, учитывающие их физические и психические особенности?
— В нашем Центре мы не разделяем группы по возрастам. Есть одна категория – взрослые. И это не должно пугать. В каждом возрасте есть свое понимание музыки, танца, эстетики. И в 40-50 лет оно гораздо глубже, может быть, утонченней, чем у более молодых обучающихся. Конечно, если ориентироваться на занятия танцами профессионально, что предполагает профессию танцора, то необходимо начинать как можно раньше, когда тело более податливо в обучении сложным хореографическим элементам. Если же хочется просто для себя научиться, разобраться с ритмом, вновь почувствовать тело, понять, что грация не зависит от возраста, то не важно, когда ты приходишь в танцкласс – в 20, в 40, в 60. Естественно, мешают привычные стереотипы – фигура, комплекция, возраст, физическая форма, и т.д. и т.п., но это всего лишь мысли, которые к танцам не имеют никакого отношения, и, если удается людям напомнить о том, что танец, прежде всего, — это эмоция, состояние, настроение, что это песня нашей души, иногда грустная, иногда задорная, темпераментная, нежная, переменчивая, вот тогда все становится на свои места. Потому что душа не имеет возраста. Могу только отметить, что в 40-50 лет клиенты чаще сталкиваются с проблемой не-запоминания движений, некой рассеянностью, которая не дает свободно импровизировать. Моторные (двигательные) навыки направляются внутренними ментальными ( мысленными) моделями, каждое движение нужно еще и представлять мысленно, что ускоряет процесс обучения. С этим представлением как раз возникают трудности, и тогда клиентам преподаватель может рекомендовать повторение курса, чтобы «потренировать голову». Тем самым получается очень хорошая «гимнастика для мозгов», улучшается логическое мышление. Мысль конкретизируется и приводит к точному действию, движению в танце.
Насколько комфортно представители этой категории учащихся чувствуют себя в Вашем Цнтре танца?
— Мы рады, что у нас много занимающихся, попадающих в возрастную категорию старше 40 лет, причем, это представители обоих полов. Но хотела бы заметить, что мы совершенно не считаем себя после этого школой танцев «Кому за 30…» для одиноких, но желающих познакомиться. Этот возраст представлен респектабельными самодостаточными людьми, стремящимися наполнить различными удовольствиями свой досуг.
Какие особенности и тенденции в методологическом подходе к обучению танцам у московских танцевальных школ Вы бы могли отметить?
— На мой взгляд, все зависит от цели – для чего человек учится танцевать. Стать профессиональным танцором и зарабатывать, танцуя; или участвовать в соревнованиях, фестивалях, завоевывая награды, реализовывая свои амбиции и доказывая, что ты лучший; или учиться получать эстетическое наслаждение от жизни, используя занятия танцами как один из возможных способов. Уже в зависимости от цели используется танцевальный материал и простраиваются уроки: постановки, прогоны, репетиции, тренировки, мелоденс.
Многие фитнесс-клубы вводят в свою программу различные виды танцев. Чем отличается преподавание в фитнесс-клубе от преподавания в специализированной танцевальной школе?
— В фитнесс-клубах уроки танцев – один из пунктов в перечне услуг. Цель этого перечня – максимально долго не отпускать клиента, предоставляя ему разнообразные услуги в одном месте (клубная система). Во всяком случае, такое впечатление складывается при просмотре рекламы. Я думаю, что нет смысла спорить на тему хорошо это или плохо, потому что такие структуры тоже находят своих клиентов. Проведение конкретных танцевальных уроков зависит от конкретных людей, которые их проводят. И наверняка такие занятия не связаны в общую концепцию.
Известно, что после прохождения курса учащимся не всегда удается начать танцевать самостоятельно. Используете ли Вы в Вашем Центре методики, пробуждающие артистизм, способность к импровизации?
— Именно на это и направлены программы Центра: научить танцевать не только на уроках.
Что, на Ваш взгляд, помимо танца помогает стать хорошим танцором?
— Должно быть призвание, то есть когда ты не можешь по-другому, именно это зовет, это становится любимым. Плюс умение чувствовать музыку и точно передавать душевное состояние через движение, растворяясь в нем и получая удовольствие от этого телесного самовыражения . Танцевать – это когда сливаются музыка, эмоция и движение в одно целое. Хороший танцор – тот, кто может это осуществить наиболее точно и чисто. Чисто с точки зрения природной пропорции и грации, с ощущением утонченной эстетики.
Вы сами танцуете?
— Жизнь – это танец. Я люблю танцевать.
И в завершение — несколько слов нашим читателям, которые интересуются танцами, но пока не решаются начать танцевать.
— Вы знаете, что в человеческой природе заложено умение петь и танцевать, что человек сначала поет, а потом говорит, что наше тело практически всегда отзывается на ритм, как только мы его слышим? Так что все умеют танцевать, только не знают об этом, ну еще не знают пары-тройки танцевальных фигур, которые могут подчеркнуть красоту движения и показать, насколько человек искусно владеет своим телом. Младенец, рождаясь, в процессе развития учится пользоваться своим телом, приобретая навыки, необходимые сначала для выживания, а затем, необходимые для продвижения вперед в своем становлении как человека, как личности. Но, поскольку в этом теле есть душа, то всегда неизменно стремление человека к постижению красоты, пропорции и грации мироздания. Поскольку мы часть Космоса, то всегда будем стремиться выразить единство с ним через эстетику того, что создаем вокруг: архитектуру, дизайн, живопись, поэзию, музыку, танец. И это естественно, как сама жизнь. Богатая культура всегда говорит о внутреннем духовном богатстве. Ведь великие цивилизации и династии неизменно оставляли после себя огромный пласт духовного наследия, по которому мы можем судить о величии наших предков. Танцуйте! Ведь это еще одна возможность приобщения к мировой культуре и одна из возможностей коммуникации друг с другом.